«Инженерный Центр» - юридическое сопровождение бизнеса. Оперативно и надежно!

Взаимодействие оценщиков и заказчиков

Налаживание эффективного взаимодействия профессиональных оценщиков недвижимости и заказчиков их услуг представляет собой важнейшее значение для развития и функционирования рынка услуг по оценке недвижимости. На ранних стадиях развития данный сектор рынка регулировался по взаимной договоренности сторон, затем появилась сила традиции, а позже — общественное и государственное (законодательное) регулирование оценочной деятельности. Потенциально, самым крупным заказчиком на рынке оценочных услуг является государство: от его лица выступают чиновники, деятельность которых регламентируется соответствующими нормативными документами по распределению государственных заказов на оценочные работы, впервые разработанными и вступившими в силу в 1999 г. В документах установлены правила проведения конкурсов между независимыми оценщиками, в которых определяется победитель на получение заказов от государства/ государственных заказов.
При налаживании и развитии плодотворной деятельности в сфере оценки недвижимости важную роль играет разработка и распространение единой терминологии. Общение на одном профессиональном языке, привычном и понятном всем участникам оценочной деятельности, обеспечивает их эффективное взаимодействие.
На начальных этапах развития феномена оценки недвижимости в современной России его единая терминология формировалась через специальную литературу и программы обучения оценщиков. Однако заказчики часто оставались мало знакомыми с этими специфическими терминами, которые к тому же в разных источниках трактовались по-разному. И, если профессиональные оценщики еще могли разобраться в тонких различиях разных определений и разных трактовок одного термина, то заказчики, зачастую, не имели на это ни соответствующих возможностей, ни желания. Поэтому на более зрелой стадии развития рынка услуг по оценке недвижимости, а соответственно и его языка, как языка для специальных целей, как и в языках профессиональной коммуникации других важных сфер человеческой деятельности, в соответствующих нормативных документах приводится перечень основных терминов и их толкований. Определения терминологии, возможно, не всегда идеальные с точки зрения высокой теории, имеют общеупотребительный (часто — обязательный) характер, создают основу общего языка оценщиков и заказчиков и составляют необходимый минимальный словарный запас для квалифицированного заказчика оценочных услуг.
От профессиональных оценщиков, которые должны знать намного больше, требуется уметь объясняться с клиентами, используя в основном только этот минимальный набор профессиональных терминов. Такое самоограничение позволяет оценщикам свободнее общаться с клиентами и находить с ними общий язык. Подобно тому, как это происходит в отеле с иностранными туристами, умение персонала отеля объясняться на упрощенном, но более понятном «для иностранцев» языке обязательно составляет заметные коммерческие преимущества.
Ключевые моменты взаимодействия заказчиков и оценщиков были законодательно регламентированы в 1998 г. Федеральным законом об оценочной деятельности. Наряду с федеральным и местным законодательством в систему государственного регулирования оценочной деятельности входят и соответствующие подзаконные акты. Осенью 1998 г. на федеральном уровне появились первые два государственных стандарта Российской Федерации из серии «Единая система оценки имущества» (ЕСОИ): «Основные положения», «Термины и определения». Оба эти стандарта должны были вступить в силу 1 января 1999 г., но затем они были отменены, так как порядок их принятия не соответствовал требованиям Федерального закона об оценочной деятельности. Оба стандарта сохранили свою ценность как методические документы.
{